Развитие речи у ребенка

Развитие речи у ребенка Это процесс индивидуальный, хотя и подчиняющийся не­которым общим законам. Существует большой диапазон скорости овладения языком, прохождения отдельных ста­дий. Отметим их последовательность.  У ребенка есть врожденные способы, как привлечь вни­мание к своим нуждам. Это плач, движения, мимика. Реакции матери должны быть адекватными; ей следует подкреплять и определять звуки, жесты и выражения малыша. Без этого ответного шага труднее происходит коммуникативная вокализация и затем сложнее дело обстоит с произнесением слов. Уже в 2 месяца звуковая игра матери и ребенка бывает достаточно выраженной.



У ребенка появляются специфические звуки, означа­ющие то или иное состояние, он также запоминает и узнает определенные слова и интонации матери. Это по­могает ему терпеть неудобства, ожидая их устранения. К третьему месяцу жизни младенец может показывать улыбками, движением, гулением, что он узнает приго­товления к кормлению, купанию, переодеванию.

Малыш успокаивается при звуках голоса матери, если только он не рыдает. произносит ряд звуков, выражающих его удовольствие. В случае дискомфорта или раздраже­ния он плачет. Звуки младенца все больше связываются с его внутренними переживаниями. Важно, чтобы мать разговаривала с ребенком, объясняя ему происходящие события, внешние звуки, объекты, привлекшие его вни­мание.

Малыш обнаруживает, что его звуки обладают своим особым значением и их можно использовать для вли­яния на поведение других людей. Между 9-м и 12-м месяцами ребенок постоянно что-то лепечет; этот про­цесс сопровождается дальнейшим овладением сло­вами.

Появляются специфические словообразования (вокабулы), которые нужны ребенку, чтобы указать на объекты, действия или ситуации и достичь своих прак­тических целей. Эти вокабулы выступают переходным этапом между лепетанием и первыми понятными сло­вами.

Постепенно достигается координация сигнала и действия, что служит обязательной предпосылкой для речевого диалога. В год ребенок опознает и осмысли­вает знакомые слова в контексте, например, имена чле­нов семьи, слова «мама», «папа», «гулять», «киса» и т. п. Понимает и выполняет простые команды, подтвержден­ные жестами.

После того как ребенок обнаружил ценность вокали­зации как способа сообщения о своих желаниях, он начинает интенсивно изучать и осваивать языковые особенности своей семьи. В 15 месяцев малыш исполь­зует широкий спектр интонаций, произносит до 6 узна­ваемых слов, но понимает намного больше.

Указывает на желаемые предметы и в ответ на вопросы взрослых: «где?» или «кто?». К двум годам он пытается петь и пов­торять детские стихи. В его словаре активны до 50 про­стых слов, он может составлять простые предложения из двух слов.

После трех лет ребенок быстро увеличивает свой сло­варь, перенимает знакомые фразы матери и членов семьи. Жесты, слова, вокализация используются для передачи различных идей и опыта, для того, чтобы задавать воп­росы, выражать чувства, привлекать внимание другого. В 3 года ребенок с удовольствием слушает сказки и исто­рии, стихи и песни, может вести простой разговор, гово­рит о том, что с ним было.

На нескольких следующих этапах язык все более заме­няет действие, становится грамматически богаче и свя­зывается с усложняющимся мышлением, появлением оценки реальности, расширением внутреннего и вне­шнего опыта.

Источник: Ю.Бердникова, Т. Щукина "Здоровый малыш" .



Связанные записи

3 thoughts on “Развитие речи у ребенка”

  1. Шляпка:

    «Кс-с, кс-с!» — говорит малыш при виде не только кошки, но и всего пушистого, а словом ляля называет и голубоглазую куклу, и неваляшку, и деревянную матрешку.

  2. Шляпка:

    Почему некоторые дети так поздно начинают говорить?

  3. Babyboo.ru:

    Для ребенка большой подвиг перейти от слабых потуг членораздельной речи к лингвистическим экзерсисам произношения двух-трех слов из нескольких слогов, выражающих его мысли, наблюдения и эмоции. Слова символизируют не только объекты, но действия, события, эмоции и отношения. Более того, овладение языком требует знания правил синтаксиса и грамматики и умения их применить на практике.

Comments are closed.