Когда начать обучение малыша?

Младенец готовится к жизни и обучается еще в утробе матери. Поэтому вопрос должен звучать не «когда», а «как». До 5-6 лет у ребенка более активно правое полушарие мозга. Происходит усвоение особенностей звуков, цветов, образов, эмоций и на сознательном, и на бессознательном уровнях психики. Дети оказываются более восприимчивыми эмоционально, причем под влиянием чувств они склонны действовать, а не высказываться. В этот период жизни у человека преобладает конкретно-образное мышление. Потому и творческий потенциал ребенка столь же высок, как у взрослых, которых называют «правополушарными» людьми.


Следовательно, не надо во что бы то ни стало учить ребенка до 5 лет абстрактным символам: буквам, цифрам, геометрическим фигурам. Если малыш знакомится с правилами чтения и счета в процессе игры, общения, это происходит легко, непринужденно, а потому не ведет к опасным последствиям, как в случае оказываемого на него давления. Не рекомендуется специально учить ребенка на этом этапе компьютерным, сложным техническим и математическим играм (шахматы, ребусы, кроссворды и т. п.) Подчас такой неверный путь предлагают некоторые так называемые школы «Раннего развития», где тешат самолюбие родителей разными обучающими занятиями с детьми. Реально же ребенку наносится трудно поправимый ущерб как в интеллектуальной, так и в психоэмоциональной сфере. Достаточно сказать, что большинство таких детей потом попадает к психотерапевтам с серьезными невротическими проблемами.
Не стоит обучать малыша и иностранным языкам, пока он достаточно хорошо не освоил родную речь.
В возрасте до 5—6 лет полезно было бы стимулировать творческие способности ребенка. Особенно хороши рисование в любой форме, будь то размазывание красок по листу руками, ленка из пластилина, глины, теста и т. п., танцы, пение, музыкальные занятия без усиленного внимания к нотной грамоте, спортивные упражнения для удовольствия и здоровья и т. д.
Конечно, основным средством познания мира в рассматриваемый период остается игровая деятельность. Однако бывает нередко, что ребенок не может реализовать эту важную для себя потребность. Не умея играть, он будет хуже учиться, сложнее ему потом станет работать, да и в отношениях с другими людьми у него подчас возникают сложности. Занятия с ребенком обязательно должны проводиться в форме игры и сопровождаться обилием картинок и предметов, иллюстрирующих материал.
Вспомните, как были построены программы обучения в начальной школе несколько десятилетий назад. Тогда все это учитывалось. Дети, как правило, приходили в 7 лет, когда у «правшей» ведущие функции естественным образом переключались на левое полушарие, которое и у «левшей» было уже достаточно развитым, чтобы отвечать сполна за множество действий. Все начальное полугодие первоклассники писали крючки и палочки карандашом, тренируясь. Затем те, у кого хорошо получалось, брали ручки, остальные же получали разрешение писать ими по мере своей готовности. В это же время начинали осваивать письменные буквы. Так же постепенно и поэтапно происходило обучение чтению и математике.
Сейчас же все дети посещают занятия по «подготовке к школе», на которых желание учиться отбивают сразу. Считается, что ребенок, поступая в первый класс, должен уже уметь читать, писать и считать. Возникает вопрос: а что же тогда должны делать учителя?

Источник: Ю.Бердникова, Т. Щукина "Здоровый малыш" . 



Связанные записи