Как сохранить интерес к учебе

Как сохранить интерес к учебе Картинка первая: «У них есть все, или жертва техническому прогрессу». Автобус. Лица пассажиров, как правило, угрюмы, озабочены, сконцентрированы на своих мыслях и внутренних переживаниях. Но вдруг что-то происходит... Ах да, ребенок с мамой вошел в салон. Пробегаешь взглядом по лицам соседей. Ни один не остался равнодушным - хоть на короткое мгновенье, а улыбка засветилась на их лицах. Что несут в себе эти маленькие создания, эти непоседы, что заставляет улыбаться даже самых угрюмых?



Удивительный, неповторимый мир! Они несут его в себе, как живительную влагу в драгоценном сосуде, чтобы мир стал лучше, чище, красивее. У них есть все, чтобы жить красиво...

Что делаем мы, взрослые? Кажется, мы делаем все для того, чтобы дети наши были и умнее, и успешнее. Даже технический прогресс - и тот на пользу детям. Посмотрите сами: ручки стали шариковыми - никаких тебе перышек и чернильниц. Тетради в клеточку, в линеечку, в косую линеечку, чтобы легче писать, чтобы строчки были ровнее, опять же наклон. Разнообразие карандашей, линеек, ластиков, тетрадей... Калькуляторы - чтобы считать быстрее. Телевизоры, телефоны, плееры, компьютеры - чтобы быстро и легко воспользоваться информацией, пообщаться с другими, узнать что-нибудь интересное.

Зачем это все ребенку, если внутри него удивительный мир? Зачем мы подставляем «костыли» там, где они не нужны и даже, наоборот, ломают этот мир, разрушают его? Каждый из нас знает о вреде и телефона, и компьютера, и телевизора, но продолжает разрушать.

Картинка вторая: «Поиграйте с ребенком в школу»

Сегодня модно водить ребенка к психологу. Все, что он говорит, обычно звучит, как курс молодого бойца: «Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала праздником?». Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов. Ребенок должен адаптироваться и к новому расписанию своего досуга. Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть не по имени, а по фамилии.

Внушайте ребенку, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и трудности, с которыми он может столкнуться. Не запугивайте школой. Заготовьте подарки первокласснику, устройте домашнее торжество по поводу поступления в первый класс. Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе его школьной жизни. Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью. И помните: эмоциональный фон в семье может сыграть решающую роль в начале учебы вашего ребенка». А чаще всего психолог советует поводить ребенка в какой-нибудь продвинутый детский сад или в центр по развитию. Значение беззаботного детства, как важнейшего этапа в формировании человека, приносится в жертву техническому прогрессу.

Картинка третья: «В школу под конвоем».

Кто не сталкивался с нежеланием ребенка идти в школу: эти головные боли, скачок давления, спазмы в животе? Остановитесь, родители! Боль - это сигнал вам, что что-то не в порядке. Методика обучения сегодня рассчитана больше на память о способе выполнения задания, чем на стимуляцию механизмов мышления.

К сожалению, сегодня школьные программы составляются с ориентировкой на определенный общественный запрос, а не на человека. На выходе мы имеем продукт, аттестованный в определенных областях знаний, но никак не гармоничного человека. Родительские амбиции зачастую обрекают подростка на мучительный марафон: спортивные секции и дополнительные формы образования - все это перегружает возможности нервной системы ребенка.

В итоге насильственная учеба приводит вместо развития к психическим срывам. Поговорим об обучении во вторую смену. Физиологами доказано, что первая половина дня оптимальна для активных интеллектуальных процессов, а время после обеда больше подходит для физической активности. Таким образом, усаживая детей за парту во второй половине дня, система выступает против природы человека, его естественных биоритмов.

Всем знакомо ограничение количества уроков труда и физкультуры. Естественная потребность ребенка к движению и рукоделию заменяется гонкой за результатом при прохождении тестов. Вот неполный перечень «прелестей» современного образования.

Картинка четвертая: «Недоступное образование: взгляд изнутри»

В настоящее время для многих учеников общее образование является педагогически недоступным. Почему? Учитель вынужден 4_ проходить программу за указанное время. Поэтому почти на каждом уроке он вынужден начинать новую тему. Но на каждом уроке он может опросить только 3-4 ученика. Как овладели учебным материалом остальные 15-20 учеников, учитель не знает. Среди оставшихся есть и такие, которые не овладели учебным материалом, что-то не поняли или поняли ошибочно. Несмотря на это, учитель вынужден продолжать учебную деятельность и предъявлять всем ученикам все новый и новый учебный материал. Никто не думает об интересе.

При такой ситуации образование для ребенка становится педагогически недоступным. Ребенок в такой ситуации оказывается на грани психического срыва, а взрослый имеет постоянный очаг отрицательных эмоций. В этом -беда общеобразовательной школы. В этом — основная причина потери интереса к учебе.

Картинка пятая: «Что делать, или школа будущего»

Школа должна быть свободной. А свобода не абстрактна, а конкретна. Свобода от жесткого контроля за деятельностью учителя, за проведением учебных занятий. Свобода от жесткого контроля за прохождением учебных программ в строго указанное время, независимо от того, овладел ли каждый ученик содержанием программы или нет.

Свобода от давления на ребенка, от давно скомпрометированного способа стимулирования ребенка выставлением положительных и отрицательных отметок. Школа должна освободить учителя от не свойственной ему роли карать и миловать учащихся ежедневными балльными оценками-отметками. В школе должны быть созданы такие педагогические условия, в которых ребенок сам принимает решение и приступает к выполнению учебных занятий. Школа должна предоставлять возможность каждому ребенку продвигаться в учебной деятельности в меру своих способностей и сил. Его нельзя подгонять.

Ребенок - часть мира, и он не теряет интерес, если мы не вырываем его в интеллектуальную деятельность, а живем вместе с ним его же проблемами, помогаем оставаться исследователем, экспе- риментатором.

Если учителю и родителю интересен ребенок, а не то, какой результат он достиг, то они привыкают ребенка не ругать, а терпеливо спрашивать, почему это так, как он видит, а не по-другому. Такие взаимоотношения не могут быть неинтересными, если все три стороны -родители, ученик, учитель -нужны друг другу.

Источник: Валъдорфская школа «Радуга»



Связанные записи