Как помочь ребенку планировать свою деятельность

Мы говорим: важно воспитать самостоятель­ность, ответственность; ребенок — субъект своей деятельности; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка.Вместе с тем иные воспитатели настолько при­выкли продумывать, выстраивать и организовы­вать каждую минуту жизни детей в детском саду, что доныне пишут в конспектах занятий возмож­ные ответы детей на вопросы воспитателя. Попро­буйте спросить детей вашей группы: «Что сейчас будет, что будет после занятий?» — «Не знаю».Это истина. И это камень преткновения.



Принять как данность то, что даже маленький, 2-3-летний ребенок НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, а ЯВЛЯЕТСЯ субъектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет, утверждая и настаивая: «Я сам!»

Твердо знать, что у ребенка есть компетенции, полу­ченные им по праву рождения человеком: действовать, двигаться, общаться, включаться в группы и выходить их них, играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспоря­дочность, можно и нужно помочь ребенку планировать его деятельность.

Установить обязательное (прежде всего, для вас) время, когда вы все вместе планируете весь день, или только время после сна, или предстоящее всему детско­му коллективу дело. Например, это может быть утро по­недельника (утро радостных встреч) или утро каждого дня до/после завтрака.

Коротко расскажите детям, что вы предлагаете им: «Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до десяти». Это первый шаг, и только о заняти­ях. Второй и многие другие: «Подумайте и решите, чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».

Поддержите ребенка, первым высказавшего свою идею: «Андрюша решил построить дом. Где ты его бу­дешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой? Что ты поручишь Илюше? И т. д.

Важно, чтобы у детей формировался образ и обра­зец планирования.

Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о ре­зультатах, успехах и неудачах.

Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас, детей вашей группы и дела, о котором вы хотите поговорить.

Источник: Л.В. Свирская
Фото: Junglistic MAX’im.



Связанные записи