Готовимся к школе

Готовимся к школе Напутствовать будущих учеников родители часто начинают еще задолго до школы. Но это обычно бывает между делом. Пик родительской активности приходится на последние перед школой дни. И далеко не всегда наставления, данные из лучших побуждений, помогают ребенку справиться с тревогами и волнениями.



Только одобрение и поддержка

Что большинство родителей говорит своим детям перед школой?
«Веди себя хорошо!»
«Слушайся учительницу!»
«Будь внимательным, а не то будешь плохо учиться!»
«Если ты будешь так все медленно делать, то в школе ничего не будешь успевать!»
«Что сидишь с открытым ртом? Закрой, не то над тобой все ребята в классе будут смеяться!»
«Я в твоем возрасте бегло читала, а ты!..»
«Какой же ты у меня непутевый! И как ты будешь в школе учиться?..»
И так далее примерно в том же духе.

Естественно, эти родительские высказывания продиктованы самыми лучшими побуждениями и еще — родительской тревогой. Родители так волнуются за своего ребенка, что хотят его от всего предостеречь, всему научить, причем сразу и немедленно. Между тем напуганному первокласснику и в голову не придет плохо себя вести, не слушаться учительницу, что такое быть внимательным он пока не понимает, а от родительских «пророчеств» о неуспеваемости и насмешках одноклассников у него мурашки бегут по спине! Слушая, как взрослые «прохаживаются» по его недостаткам, ребенок с ужасом думает: «Со мной что-то не так! А вдруг я и вправду не смогу учиться!» Понятно, что накануне 1 сентября такие напутствия только повышают детскую тревожность и совсем не способствуют успешной адаптации.

Так что же доброго, хорошего, полезного можно сказать будущему ученику на пороге 1-го класса? Прежде всего важно еще много-много раз продемонстрировать ребенку свою любовь и поддержку. Ребенок должен быть уверен, что мама и папа будут любить его независимо от школьных успехов и неудач. Обнимите его, поцелуйте и скажите, как вы рады, что он вырос и стал уже первоклассником. Обязательно разделите чувства ребенка: «Да, сейчас ты очень волнуешься и переживаешь. Я и сам знаю, как это бывает.

Но это только поначалу. Пройдет день-два, и ты постепенно освоишься, познакомишься с ребятами, через какое-то время у тебя и друзья появятся, а к Новому году и этот класс, и твоя учительница, и твои одноклассники будут тебе родными».

Кроме того, расскажите ему о некоторых простых действиях, которые пригодятся на первых порах, но по незнанию могут просто не прийти в голову:
«Если чего-то не понял, подними руку, спроси».
«Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: «Можно выйти?»
«Если не помнишь, где туалет, попроси учительницу подсказать тебе или проводить».

Такие простые рекомендации могут выручить в трудной ситуации. Не стоит только перегружать ими: три-четыре вполне достаточно.

Передача ответственности

А еще очень важно с самых первых дней задать правильный тон. Процедура сбора ранца перед 1 сентября приобретает особый смысл. Кто его должен собирать? Кто учится в школе? Чья это ответственность? Родителей, бабушки и дедушки или все-таки ребенка?

От ответа на эти вопросы во многом зависят дальнейшая самоорганизация и обучение. Ребенок вырос, повзрослел, и родителям надо признать это и суметь передать ему часть ответственности за себя. Школьник сам учится, сам собирает рюкзак, сам делает уроки. Но сам — не значит один! Можно (и нужно на первых порах) делать это вместе и таким образом помочь ребенку справиться со своим волнением и ощутить поддержку близких. Более того эту новую обязанность ребенку еще предстоит освоить. И только тогда он сможет взять ответственность на себя.

К тому же собрать портфель — задача для ребенка многосложная, которая объединяет и процесс конкретного планирования, и умение предусмотреть и представить себе будущее. Для того чтобы научить ребенка собирать портфель, включитесь в процесс: возьмите дневник, откройте расписание и подробно проговаривайте:
— Вот расписание на завтра. Первый урок — математика. Что тебе нужно для математики? Второй урок — русский язык. Что ты возьмешь? Куда положишь тетрадки? А пенал?
И ребенок самостоятельно находит необходимые на завтра школьные принадлежности, сам кладет их в свой портфель, и, что важно, потом, в школе, будет знать, где все это искать.

Постепенно ваше участие будет становиться все меньше и меньше до тех пор, пока ребенок полностью не возьмет эту ответственность на себя. В течение какого времени это произойдет? У всех детей по-разному, и важно ориентироваться на ребенка, не торопить, помогать, если он просит помощи, но и не затягивать процесс. И конечно, надо быть готовым к тому, что будут «сбои», промахи — иногда первоклассник забудет что-то положить в ранец. Но иначе — никак, если вы надеетесь когда-нибудь вырастить взрослого и ответственного человека.

Свою школьную жизнь ребенок проживает сам. И если вы решите делать это за него, не стоит потом удивляться проблемам с учебой и с возмущением говорить: «Ну когда ты научишься самостоятельно делать уроки и собирать портфель с вечера?»

Источник: Анна Привезенцева



Связанные записи

3 thoughts on “Готовимся к школе”

  1. Dangers:

    Спасибо за статью, всегда рада почитать вас!

  2. Раиса:

    Ага, теперь ясно… А то я не сразу поняла где тут связь с названием…

  3. Аполлинария:

    Ага, теперь ясно… А то я не сразу поняла где тут связь с названием…

Comments are closed.