8 заповедей для родителей семилеток

В раннем детстве жизнь мамы и малыша составляет единое целое. Но вот, на пороге нового семилетия, дистанция между ними начинает увеличиваться. Иногда маме так хочется возмутиться: “Это мой ребенок! Куда же он?” И как найти в себе мудрость вовремя отпустить, при этом всегда находясь рядом?



Семь лет - как это, оказывается, много! Например, это время появления новых проблем.

Будьте готовы к новым аргументам

“Знаешь, мама, я все поняла. Раз мне нельзя завести собаку, нужно просто купить крыску. Кстати, это заодно будет подарком на мой день рождения. Ничего, что ты боишься крыс, - я сама буду за ней ухаживать. Можешь на нее вообще не смотреть, раз тебе так противны их голые хвосты”…

Раньше я с успехом находила убедительные причины, по которым мы не можем обзавестись лошадью, котом или морской свинкой. Но на этот раз аргументация семилетней дочери застала меня врасплох. Оказывается, наша маленькая девочка очень выросла.

Следите за своим выбором

Отправляя меня в первый класс, мама плакала. Ей казалось, что нежное и теплое детство ее ребенка позади. Теперь пришел мой черед осознать, что дети имеют свойство расти, даже не спросив разрешения родителей.

- Мама, что делать, если на тебя нападают разбойники?

- Наденька, разбойники бывают только в сказках.

- Нет, не только. Еще в программе “Ситуация”. Вдруг они ночью залезут к нам в окно?

Получите, мамаша! Не думали о том, что смотрите при ребенке, а чадо, оказывается, понимает все не хуже вашего!

Уважайте их личную жизнь

Захожу в детскую. Надя возится со своими “драгоценностями”, приговаривая что-то вполголоса.

- Мама!!! Не подглядывай!

Я пулей вылетаю из комнаты, впервые вспомнив, что воспитанные люди перед тем как распахнуть двери чужой комнаты, обычно стучаться…

Цените самостоятельность

Маленькую Надюшу никогда не смущали свидетели ее бурных фантазий. Теперь же в моем присутствии она не может ни играть, ни рисовать: “Мама, пожалуйста, не мешай!”

Дайте им право на тайну

Оказывается у моей доченьки, моей кровиночки, появились секреты от родной мамы!

- Что вы делали с девочками на улице?

- Одно важное дело. Ты понимаешь, мама, есть вещи, которые нельзя говорить взрослым.

Просто вылитая реклама шоколада: “Кисс” запрещен для взрослых”! В такие моменты я чувствую себя древней старушкой. И радуюсь, что у моего ребенка есть свое мнение, свои дела, свои самостоятельные решения и поступки.

Смиритесь, что вы не всесильны

Надя пришла с улицы вся в слезах: “Теперь я никогда не выйду на прогулку. Мне не с кем играть! Катя играет только с Леной, Таня смеется надо мной, с Витой не интересно...” В первый, но далеко не в последний раз я беспомощно стою перед рыдающим ребенком, понимая, что я ничем не могу помочь…

К счастью, детские слезы – как вешние воды. Обильны, но недолги. Пока я штудировала литературу в поисках совета специалистов, девочки, как ни в чем не бывало, опять играли вместе.

Щадите их самолюбие

- Мама! Только не ругай меня! Я случайно сломала любимую авторучку тети Вали!

- Ну, что ж, пойдем извинимся и купим ей новую.

Я тяну упирающегося ребенка к соседке, тот отчаянно сопротивляется. Неужели так боится гнева добрейшей Валентины? Пока я вместо дочери произношу извинения, Надя несчастными глазами смотрит на Валиных дочек. Вот почему она так сопротивлялась! Осуждение подруг намного страшнее гнева взрослого. “Теперь они не будут со мной дружить!” - кричит в отчаянии малышка.

Новая ручка куплена, трагедия забыта. Но я твердо знаю: в следующий раз все извинения будут проходить обязательно “без свидетелей”.

Помните, что они все еще дети

Всплески зарождающейся независимости пока не мешают Надюше оставаться маленькой ласковой девочкой. Она с удовольствием взбирается ко мне на колени, и тесно прижавшись, слушает сказки и истории: “Мамочка! Я так тебя люблю, просто обожаю!” А иногда ей хочется быть совсем маленькой: “Папа! Понеси меня на “копках-баранках”, хоть немножечко!” - умоляет она отца. Почему бы нет? В конце концов, 7 лет - это ведь не так уж и много.

Комментарий психолога

Наш консультант – психолог, учитель-методист, доцент Научно-методического центра среднего образования Министерства образования Украины, кандидат физико-математических наук Галина Вадимовна АПОСТОЛОВА

На пути взросления ребенок переживает периоды, которые специалисты называют кризисами. Кризис одного года, трех лет, семи лет и т. д. Эти этапы, как ступени, шаг за шагом ведут малыша от полной зависимости новорожденного малютки к независимой жизни взрослого человека.

Кризис семи лет - тяжелый и вместе с тем интересный период жизни ребенка.

Многие обращают внимание на то, как резко и неожиданно между шестью и семью годами дети “вытягиваются”. Даже черты их лица изменяются! Пропорции тела постепенно приближаться к взрослым. Начинают выпадать молочные зубы. Но изменения происходят не только в физическом плане. Параллельно перемены происходят и с нервной системой малыша. Недаром раньше одними из показателей готовности ребенка к школе были смена зубов и изменение пропорций тела.

К семи годам улучшается память малыша, появляется способность создавать образы, дети начинают учиться управлять своими эмоциями. Горько плача, ребенок может поглядывать в зеркало, чтобы понять, как выглядит это переживание со стороны. Не стоит обвинять его в лицемерии - просто малыш изучает свои чувства. Родители должны бережно относиться к этим “первым шагам” в осознании ребенком своих эмоций. С другой стороны, нельзя жалеть малыша по любому поводу, потакать всем его капризам и “эмоциональным бурям”. В будущем это грозит превратиться в неуравновешенность, неумение управлять своими чувствами, истеричность.

В семилетнем возрасте начинается период отдаления малыша от матери и постепенного вхождения в социум. Поэтому отношения с друзьями и одноклассниками становятся более значимыми. Не понимая этого, многие родители продолжают общаться со своими подросшими детьми, как с малышами. Реакцией ребенка на такую форму общения (как и на “ежовые рукавицы”), может быть категоричный протест. Дети становятся апатичными, несамостоятельными или, наоборот, капризными, плаксивыми. Их творческие силы как бы тормозятся авторитарностью взрослого.

Помните, что ребенок в этом возрасте хотя и нуждается в определенной свободе, но еще слишком мал для того, чтобы быть полностью самостоятельным. В его жизни обязательно должны присутствовать вещи надежные и неизменные. В первую очередь, это любовь и забота родителей, стабильность отношений в семье.

Психологи часто используют понятие “ведущая деятельность”. Это деятельность, которая на данном этапе наиболее способствует развитию малыша. Согласно закономерностям развития ребенка, к семи годам этой деятельностью становится учеба.

Второе семилетие – период, когда ребенок нуждается в авторитетах. Именно через значимую личность (или личности) он воспринимает мир. Критерии добра, истины и красоты таких личностей становятся и критериями ребенка. Вот почему в этом возрасте так важна роль учителя: от того, каким он будет, какие принципы заложит в сознание ребенка, будет зависеть отношение школьника к учебе, его духовные ценности. Нужно быть готовыми к тому, что мнение учителя может оказаться для ребенка даже боле значимым, чем мнение родителей.

Советы специалиста

Не впадайте в крайности, старайтесь держаться золотой середины. Любите ребенка ровно, не потакая его явным капризам, но уважая его чувства.

- Старайтесь быть для ребенка авторитетом и достойным примером для подражания.

Не опекайте ребенка по мелочам, но, предоставляя свободу, не забывайте четко очертить ее границы.

Позаботьтесь о выборе первого учителя: от этого зависит не только отношение ребенка к учебе, но и формирование его моральных качеств.

                                                                                                    Источник: Анна ДМИТРЕНКО



Связанные записи